Новости

2019г.Ре-формирование или де-формирование российской аспирантуры. Так ли страшна точка бифуркации? (Комментарий к.т.н. А.А. Цымбалова и взгляды ученых)

Дан анализ ситуации российской аспирантуры и технико-математический подход перспектив развития… 

 г.Москва, январь 2019г.

Ссылка на материалhttp://doktorsc.ru/index.php/novosti/141-2019g-re-formirovanie-ili-de-formirovanie-rossijskoj-aspirantury-tak-li-strashna-tochka-bifurkatsii-kommentarij-k-t-n-a-a-tsymbalova-i-vzglyady-uchenykh

Теги: #аспирантура #наука #РАН #диссертация #знания #точка бифуркации #хаос #синергетический эффект # технологический прорыв #теория катастроф #а.а. цымбалов

Президент РАН А.Н. Сергеев на встрече в Москве 14 января 2019г. с президентом РФ В.В. Путиным обсудил проблему развития в России аспирантуры и ее вклад в науку. Резюме президента РФ такое: аспирантура в России должна быть только научной.

Известны преобразования РАН и вузовской системы образования с 2013 года. Этот вопрос по аспирантуре (рассмотрим направление по техническим наукам) касается уже после вузовского образования и подготовке специалистов высшей квалификации. С момента взятия на вооружение вузами обучение россиян по Болонской системе образования (2003г.), по которой готовятся бакалавры и магистры взамен СССРовских инженеров осталась прежняя система подготовки специалистов высшей квалификации через ее первую ступень - аспирантуру. Оплату за обучение в аспирантуре вуза финансировало государство, выступая основным заказчиком. Подготовив его на свои деньги после обучения в аспирантуре через вуз, государство просто теряло его в своем поле зрения (растворялся в российском обществе или покидал его пределы).

Какие варианты можно было наблюдать:
а) защитился после окончания аспирантуры и остался в вузе;
б) не защитился после окончания аспирантуры и остался в вузе и защитился через несколько лет; в) не защитился после окончания аспирантуры и не остался в вузе и защитился через несколько лет;
и может быть очень большой набор рекомбинаций с обучающимся специалистом в аспирантуре.

В обществе с товарно-денежными отношениями главную роль определяет заказчик услуг, т.е. государство, а исполнитель услуг, т.е. вуз, организует как данную услугу, так и находит нужного специалиста. Ситуация эта с 1991 года развивалась пока ей давали так развиваться.

В преобразования российской науки с недавнего времени включился вновь избранный президент РАН А.Н. Сергеев. Как человек из большой науки он стал анализировать ситуацию периода работы новой российской науки и ее вклад в локомотив отечественной экономики. По аспирантуре по словам А.Н. Сергеева на сегодняшний момент сложилась такая ситуация: «… сейчас в аспирантуре обучается около 20 тыс. человек, а диссертацию защищают на выходе только 13%. Могу предположить, что кто-то потом дозащитится. Но все равно, этого явно недостаточно, это ненормальное положение. Поэтому и встал вопрос о том, что аспирантура не должна быть следующей ступенью в высшем образовании, а это должна быть система подготовки научных кадров. Нам не надо 20 тыс. аспирантов. Даже, если у нас будет 10 тыс. в год нормальных сильных аспирантов и половина из них в конце аспирантского срока защитят кандидатские диссертации, это значит, что 5 тыс. человек ежегодно будут пополнять научные кадры и другие 5 тыс., возможно, войдут в науку не через быструю защиту».

Посмотрим, что же такое 13% от 20 тыс. аспирантов и получим 2600 человек. Но ведь им платятся деньги от государства. Не большая сумма, согласен. Да, но платиться государством, которое вправе спросить о результатах обучения. Результатом работы аспиранта после ее окончания является подготовка, написание и публичная защита диссертации в специализированном совете. После защиты рекомендациями бывшего аспиранта, а теперь уже ученого (степень кандидата наук согласно специальности) и его разработками может и хочет воспользоваться государство для развития своих отраслей. Вот простая связка рабочей схемы «заказчик-исполнитель» (государство-аспирант).

Государство при своем управлении обществом не может делать траты денег на не целевые работы. А подготовка по таким показателем как имеются сейчас с результативностью в 13% (!!!) и являются - не целевыми. Любой рачительный хозяин давно бы бросил эту «научную затею». Пришло время и государства видно посмотреть на аспирантуру с хозяйской точки зрения.

Если мы хотим соответствовать общемировым трендам развития науки, то нашему государству надо готовить аспирантов 21-го века, соответствующие информационному обществу и в нем делающие научный переворот и прорывы в технологических решениях. Для этого нужны процессы в виде преобразований направленных не только на ре - формирование существующей системы подготовки аспирантов, но и на де - формирование. Последнее, как известно из курса сопромата, от перенапряжений внешнего воздействия может полностью разрушиться. Однако согласно новой (1980г.) появившейся математической теории катастроф, доказано, что подойдя к точке бифуркации, система может развиваться по двум направлениям. При умелом управлении процессом (один вариант) она выходит на другой (новый, прогрессивный) уровень развития и дальше продолжает развиваться. Второй вариант предусматривает случай, когда система подвержена полному разрушению, что и называется катастрофой. Лучше пройти по первому сценарию? Возможно. Второй тоже не плох! Любое разрушение системы создает из разрушенного материала элементы, являющегося базой нового продукта с более лучшими качествами.

Россия сейчас стоит только на пороге создания начатков информационного общества. Наше отставание от высокоразвитых стран составляет 30-40 лет. Для преодоления этого интервала нужны нестандартные решения способные к синергетическому эффекту: ведь конкуренты тоже развиваются, а не сидят сложа руки. Если начинаемые преобразования в науке кажутся обывателю хаосом, то согласно теории самоорганизации, любой хаос в дальнейшем есть выражение определенной закономерности процесса.

Почему России нужны преобразования в научном обществе? Все по известному классику: время изменило запросы общества. Государству сейчас, а в будущем информационному обществу, требуется совсем другой формат будущего аспиранта. Если Россия не сможем такой «продукт» подготовить самостоятельно, то придется его покупать за границей. Продадут конкуренту, конечно, не самое лучшее. Это следует из классической экономической теории конкурентной борьбы.

Скажу далее, что преобразования вузов в стране и системы образования (все уровней) будет продолжаться и далее. Пока вектор движется по западной схеме развития. После наработки, освоения и переработки зарубежного опыта начнет развиваться свой обновленный научный механизм российской ветки научного развития. Результатом этого процесса станет экономическое развитие России и ее новые отечественные Нобелевские лауреаты.

Статьи по этому вопросу:

1. Президент РАН: нам не нужна фабрика подготовки аспирантов

ЦИТАТА по вопросу реорганизации системы аспирантуры:

«Мы все жалуемся, что качество выпускников университетов в постсоветский период становится все хуже и хуже. Соответственно это влияет и на качество аспирантуры. Нам не надо 20 тысяч аспирантов!»

2. Академик РАН Роберт Нигматуллин: «никакого экономического роста в России нет уже 10 лет»

ЦИТАТА по вопросу реорганизации системы аспирантуры:

«На 4-6 тыс. руб. аспирант жить не может. Нужен соответствующий заработок, а не каждый институт может доплачивать аспиранту».

3.. Член корреспондент РАН Александр Белавин: «Они живут в нищете»: членкор РАН об идее сократить число аспирантов вдвое

ЦИТАТА по вопросу реорганизации системы аспирантуры:

«У нас есть кризис с аспирантурой, с образованием, с наукой. Все взаимосвязано. Главная проблема заключается в том, что политика государства по отношению к науке является неправильной. Она не направлена на то, чтобы улучшить состояние науки. Студенты, аспиранты, научные сотрудники должны получать нормальные зарплаты. Науку нужно поддерживать: ученым, которые занимаются экспериментами, нужны большие деньги на приборы и опыты. Этого нет, вместо этого какой-то сплошной бюрократический инициативный восторг».

4. Член корреспондент РАН Юрий Ковалев: «Мы выступаем за вариативность аспирантуры»

ЦИТАТА по вопросу реорганизации системы аспирантуры (54 комментария):

«…научная аспирантура должна быть организована так, чтобы было удобно научным и образовательным организациям, аспиранты вместе со своими руководителями могли заниматься именно наукой, а российские дипломы кандидатов наук признавались в мире».

«…научная аспирантура должна заканчиваться защитой диссертации. Соответственно, в ее рамках мы должны готовить кандидатов наук. Хочу заметить, что пожелание заканчивать научную аспирантуру именно защитой диссертации не должно привести к требованию 100% защит по окончании аспирантуры. Иначе в этом случае далеко не все диссертации будут на необходимом высоком уровне». 

Информация подготовлена кандидатом технических наук А.А.Цымбаловым (16.01.2019г.).