Новости

2022г. Декольматация водозаборных скважин: монография

Издана монография "Декольматация водозаборных скважин: исследование, инновации, практика" с комментарием к.т.н. А.А. Цымбалова …..

г.Саратов, январь 2022г.

В канун наступающего нового 2022 года издана монография к.т.н. А.А. Цымбалова [Цымбалов А.А. Декольматация водозаборных скважин: исследование, инновации, практика [Текст]: монография / А.А. Цымбалов. Саратов: Издательство КУБиК,2021. 56 с. ISBN:978-5-91818-826-2], в основу которой положена практика декольматации ремонтно-восстановительных работ водозаборных скважин технологией ВИГДОС-СИЦА осуществленная в полевых условиях.

Данная работа предназначена для научных работников, технических специалистов, руководителей инженерно-технических служб организаций всех форм собственности.

В монографии отражена проблема, связанная с восстановлением производительности закольматированных скважин на воду. Рассмотрены технологии ремонтно-восстановительных работ согласно концепции наилучших доступных технологий. Исследования опираются на экспериментально-полевые опыты водозаборных скважин установленных на геологических комплексах в слабонапорных и безнапорных горизонтах Нижнего Поволжья выполненные по теме НИР Аrh.№ ТЭР-R 642012-0001.000 «Исследование процессов кольматации околоскважинной среды и разработка методов декольматации водозаборных скважин».

Выдвинутая гипотеза о влияние изменения напряженно-деформационного состояния окрестности вновь образованного околоскважинного пространства вокруг фильтра скважины нашла теоретическое и экспериментальное подтверждение. Это позволило разработать инновационные методы и инженерное оборудование по управлению процессом кольматации водопроницаемой среды с интенсификацией притока воды к скважине. Получены прочностные характеристики кольматанта. Приведены промежуточные результаты проблемных вопросов кольматации околоскважинных зон. Авторская технология ВИГДОС-СИЦА внедрена на территории Саратовской области.

Комментарий кандидата технических наук  А.А. Цымбалова:

Хочется разъяснить: "Почему упор  в монографии сделан  на практику, а не на теоретические исследования?"

Чтобы понять роль тандема науки и практике для общества 21-го века, надо понять по какому пути идет наука сегодня? А современная наука развивается по пути технологического совершенствования практики. И это полностью соответствует классическому подходу к научным исследованиям, высказанным Ф. Бэком: «…я работаю, чтобы заложить основы будущего процветания и мощи человечества. Для достижения этой цели я предлагаю науку, искусную не в схоластических спорах, а в изобретении новых ремесел…».

Сделаем сравнение роли науки сейчас и в далекие времена. Если раньше наука с помощью законов, принципов, теорий создавала «вечные знания», которые затем с течением времени перерабатывала в «ситуационные» для практики, то в современном мире такое ожидание не допустимо, т.к. пока все это произойдет ситуация изменится и рекомендациями науки никто не воспользуется.

Для современной науки отметим два пути развития. Первый, когда научный сотрудник  с ученой степенью приходит в практическое направление и развивает его. Второй, когда практик получил ученую степень и занимается развитием практики. Первый путь соответствует развитию технологии ВИГДОС-СИЦА.

Если вспомнить   период времени "до начала нулевых годов", то наука и практика находились на разных полюсах.  Практики всегда "открыв рот"  слушали и записывали то, что им "открывала" наука. В современных условиях развития общество сформировался равноправный тандем науки и практики. В новом тандеме на одном полюсе находится ученый, профессионально занимающийся наукой (ученый-теоретик). На другом полюсе - практик, но тоже ученый, совмещающую свою практическую деятельность с научными исследованиями (ученый-практик). В этом случае можно утверждать о сближении в современных условиях   уровня научных знаний науки и практики, а также степени коммуникации в получении требуемых практикой задач. При сближении образов мышления ученых-практиков (топ-менеджеров и других слоев практических работников) и ученых-теоретиков наблюдается повышение роли научных методовбыстрота их внедрения и применимости в практической деятельности.

А есть ли границы сближения науки и практики? Или при их сближении можно получить некоего усредненного ученого (теоретика-практика)? Пока существует homo sapiens в теории решении изобретательских задач будет преобладать разум индивидуума (обратите внимание: ум индивидуума), а следовательно граница между ученым-теоретиком и ученым-практиком останется. Почему? В силу индивидуальных особенностей первый будет больше испытывать тяготение к решению теоретических задач, чем практических и тем самым,  самосовершенствуясь в теоретических задачах, утверждается в обществе как ученый-теоретик, хотя и способный к выполнению задач ученого-практика. Во втором варианте в зависимости от природных склонностей и приобретенных навыков в школе, вузе, аспирантуре и производстве ученый-практик не в каждом случае может заменить ученого-теоретика. Здесь взаимозаменяемость может как произойти, так и с большей вероятностью не произойдет.

Приведу личный опыт перевоплощения. Разрабатывая за свой исследовательский период ряд технологий (технология декольматации ВИГДОС-СИЦА в том числе), поочередно пришлось выполнять роль как ученого-теоретика, так и ученого-практика. С периода аспирантской деятельности настрой в "переключении" этих условно говоря "кнопок" ученого-теоретика и ученого-практика составлял 4-6 месяцев и более. И с данным психологическим барьером очень трудно было что-то сделать. Повторяю, что это только мой опыт теоретической и опытно-конструкторской работы. У каких-то людей период адаптации может быть абсолютно другим. 

Сможет ли стереть эту грань искусственный интеллект (ИИ)? Сможет, если приобретет функционал выбора правильных решений из не решаемых проблем. На первом этапе создания ИИ человек будет получать какое-то направление (подсказку) в решении интересующих его проблем.

В связи с этим для роста степени овладения научным знанием большего количества людей и  наращивания мощи научного потенциала общества в научную среду должен обеспечиваться поток "материала" из образовательной и воспитательной среды, способный к быстрому наращиванию научной массы новых знаний. Из детских садов, школ, вузов должны перетекать сформированные к восприятию научно-методических знаний элементы (дети, школьники, студенты) будущего человеческого потенциала (люди со специальным мышлением!!!). Это своего рода доноры научной среды общества.

ВЫВОД: Атрибутом современного мира стало стремительное изменение ситуаций в обществе на всех уровнях, в том числе и техническом. Поэтому получается, что практика должна постоянно перестраиваться применительно к новым условиям, превращаясь в инновационную. Особенностью современного общества стало то, что наука за счет своей теоретической мощи породила способы массового изготовления новых знаковых форм (моделей, алгоритмов, баз данных и др.), которые стали материалом для создания новых инновационных технологий. Эти технологии наряду с программами стали ведущей формой организации деятельности.

Данный материал можно рассматривать как основу к отмене ЕГЭ в образовательном обучении школьников и формировании новых критериев обучения.

Информация подготовлена к.т.н. А.А Цымбаловым 08.01.2022г.

PS: 

Монография кандидата технических наук Александра Алексеевича Цымбалова [Цымбалов А.А.   Декольматация водозаборных  скважин: исследование, инновации, практика [Текст]: монография / А.А. Цымбалов. Саратов: Издательство КУБиК,2021. 56 с. ISBN:978-5-91818-826-2. Режим доступа URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47599057]    для специалистов водохозяйственного комплекса и нефтегазодобывающего комплекса доступна  с 23.02.2022г. на канале  You Tube